Японский маджонг - риичи - уникальное явление. Даже с другими видами маджонга у игры не столь много общего, как может показаться. Дело в том, что в основе риичи лежат принципы, одновременно родственные столь непохожим играм, как го и покер. Эти принципы являются не отдельными правилами, а игровыми концепциями гораздо более высокого уровня. Например, уровни мышления, хорошо известные покерным игрокам, великолепно работают и в риичи, а особенности выплат и равная константе сумма очков за игровым столом тонко перекликается с территорией в го.
Риичи и покер
Для тех риичиистов, которые плохо знакомы с покером, напомню, что различных покеров, как и видов мадожнга, существует большое количество, но здесь мы будем говорить преимущественно о безлимитном техасском холдеме.
1. Уровни мышления
Данная концепция широко известна в среде покерных игроков, но, к сожалению, почти не распространена среди риичиистов. Суть в том, что игроки разного класса во время игры думают неодинаково. Данное различие имеет качественный уровень и часто является решающим при принятии решений. Рассмотрим уровни чуть более подробно:
Уровень руки — в покере для сбора руки используется всего 7 карт, 2 из них — закрыты, а 5 являются общими для всех. В риичи-маджонге сдают по 13 тайлов, и в ходе игры у каждого образуется дискард — тайлы, которые не нужны для руки, кроме того, часть из 13 тайлов может быть открытой — видимой оппонентам. Из-за более простой игровой механики в покере уровень руки часто считают нулевым, однако в риичи это полноценный первый уровень. Игра на уровне сбора руки описывает ситуацию, когда игрок не обращает внимания ни на что, кроме собственной руки. Например, в покере начинающий игрок видит у себя топ пару и, не замечая дровяного флопа, отвечает на бет соперника, или в риичи-маджонге новичок в темпае на пинфу с дорой объявляет риичи, игнорируя объявленный дилером в начале сдачи пон дор.
Уровень чтения руки соперника. На данном уровне действия игроки основаны не на на собственных картах/тайлах, а преимущественно на анализе рук других игроков. На этом уровне покерный игрок будет пытаться понять силу руки своего соперника, анализируя его ставки, и если сочтет свою руку более слабой — сбросит карты. Точно так же и в риичи, игрок на втором уровне будет пытаться прочитать чужие руки, анализируя дискарды и внимательно следя за цумо-гири, если он почувствует опасность, то уйдет в бетаори, отказавшись от дальнейшего сбора руки.
Что противник думает о моей руке? Здесь игрок знает, что его противники анализируют чужие ставки, пытаясь вычислить диапазоны играемых рук. Зная это, он будет стараться иногда играть нестандартно, чтобы максимально усложнить анализ второго уровня своим оппонентам. В риичи при игре на третьем уровне мышления игрок смотрит на собственный дискард чужими глазами. Запутывая противников, такой игрок делает ходы, противоречащие математической эффективности сбора руки, но именно благодаря им противники ошибаются и проигрывают, набрасывая ему на руку.
Более высокие уровни. Четвертый уровень — это уровень чтения чужих ловушек и уловок. Игра на данном уровне сильно зависит от ситуации и возможна не всегда. Более высокие уровни также рассматриваются, но крайне редко. Дело в том, что для уверенной победы нужно играть не на максимальном уровне, а ровно на один уровень выше, чем противник. Основная сложность — разгадать, на каком уровень сейчас играет оппонент, ведь очень опытный игрок может, спустившись на уровень сбора руки, запутать своих противников, ожидающих от него сложной тактической битвы.
2. Влияние размера стека на стиль игры
В безлимитном холдеме профессионал может играть в плюс против рядовых покеристов даже не глядя в свои карты, потому что в покер играют деньги, а не карты. Однако здесь риичи больше похож на холдем с лимитированными ставками. Конечно, и это сходство условно, ведь в риичи вообще нет ставок, однако количество очков, которые остались у игрока, а также разница в очках между игроками всё же является одним из важнейших критериев для принятия решений. Поэтому, как и в покере, в риичи часто играют не руки, а очки.
К примеру, имея большой отрыв в конце ханачана, важно только одно — быстро закончить игру, но если рука этого не позволяет, то сбором руки необходимо пожертвовать. Если же отрыв недостаточно большой, именно он будет определять игру. Так при разнице до второго места менее 8000 очков (при условии, что игрок на втором месте не дилер), необходимо играть активно, стараясь увеличить отрыв, даже если придется объявить риичи. Если же разница более 8000 очков, то следует предпочесть даматен, а возможно и отказаться от темпая.
3. Важность позиции
Подобно покеру, в риичи есть позиция дилера — игрока на восточном ветре. И хотя смысл ее совсем другой, значение позиции в риичи также имеет важное значение. Так, в риичи-маджонге игрок-дилер получает в 1,5 раза больше при выигрыше и платит в 2 раза больше при чужой победе взятием со стены. При этом после победы дилер остается дилером на еще одну раздачу. Очевидно, что это сильно влияет на спектр играемых рук, значительно расширяя его по сравнению с игрой в обычной позиции. Кроме того, в зависимости от правил стола выгодно быть либо третьим, либо последним дилером, так как это дает больший контроль в критически важный период окончания ханачана.
Го и риичи
Го — это игра, где важно не отобрать или уничтожить, а выстроить позиции и умело удерживать территорию на доске. Побеждает при этом тот, чья территория в конце игры окажется чуть больше. Несмотря на то, что риичи — игра азартная, а го — логическая, с полностью открытой информацией, у них много общего.
1. Территория
Аналог территории в риичи-маджонге — очки. Дело в том, что очки, как и площадь доски, не возникают из ниоткуда и никуда не исчезают. Все четыре игрока в риичи начинают с 25000, и общая сумма очков в 100000 остается неизменной до самого конца. По сути игроки просто перераспределяют между собой игровые очки. Технически это происходит не так, как в го, но философия баланса здесь такая же: агрессивная игра приводит к большим потерям, напротив, слишком умеренная игра не ведет к большим приобретениям и также не позволит занять высокого места.
Кстати, про места. В риичи, как правило, первое и второе место бывают плюсовыми, а третье и четвертое — минусовыми. Даже если сумма очков у двух игроков окажется равной, они не будут на одном месте, сидящий ближе к дилеру против часовой стрелки, окажется выше. Если же никто из игроков не выйдет к концу игры за 30000 очков, т.е. не продемонстрирует уверенной победы, игра будет продолжена. Наконец, уход в минуса — моментальное поражение. То есть, как и в го, в риичи невозможна ничья.
Конечное место игрока чаще определяется не тем, сколько он выиграл, а тем, сколько он сберег очков. Дело в том, что есть два вида победы в риичи — взятием тайла со стены в свой ход и взятием чужого тайла в момент его сброса. В первом случае все три игрока будут выплачивать нам очки, во втором — давший на руку расплатится один за всех. Особенности правил риичи дают широкие возможности для игры в оборону, поэтому сброс в чужую руку — это почти всегда ошибка игрока, а не случайность.
2. Влияние
Влияние в го — это еще не территория, но хороший потенциал на ее получение. Например, выходы в центр доски с нескольких направлений или большая плотность (стенка) камней на стороне — умелый игрок всегда сможет воспользоваться такого рода ситуациями для обеспечения себе преимущества.
В риичи нет прямого аналога влияния в го, потому что в го и влияние и территорию игроки создают себе сами, а в риичи влияние зависит от случайности и часто остается скрытым от остальных. Между тем, оно присутствует, и его умелое использование — важное качество хорошего игрока. Например, влиянием могут быть доры. Доры — это специальные тайлы, увеличивающие стоимость руки. Сами по себе доры еще не очки, но, умело встроенные в руку, они могут сделать ее крайне дорогой. В открытой руке доры могут быть видны другим игрокам, и тогда они будут видеть и чувствовать на себе их влияние — это вынудит их корректировать собственную игру. Другой пример влияния — темпай, игрок в темпае может выиграть фактически в любой момент, он может скрывать свой темпай, оставаясь даматен, а может объявить риичи, открыто продемонстрировав намерение выиграть текущую раздачу.
3. Фусеки, тюбан и ёсе в риичи
В го есть стадии игры, каждая из которых требует специфических навыков и имеет уникальные отличительные особенности. Подобные этапы игры можно выделить и в риичи.
Фусеки — выбор направления развития игры. Аналогом в риичи на стратегическом уровне служат первые раздачи, а на тактическом — первая полоска дискарда, т.е. первые 6 ходов. Так же, как и в го, в риичи игрок выбирает, будет он агрессивно нападать, или спокойно продвигаться к победе, или наоборот, затаится, выжидая подходящего момента. Отличие в том, что помимо личностных склонностей игрока, приходится учитывать еще и заход тайлов в руку со стены, который носит случайный характер. На тактическом уровне, первые ходы — это выбор направления сбора руки. Здесь игрок в риичи определяется, какие яку он попытается получить, решает, как будет выглядеть его рука.
Тюбан — средняя стадия игры. Самая сложная, поэтому что это стадия принятия ключевых игровых решений. Именно на этой стадии проявляются последствия выбора, сделанного в фусеки. Неточная игра приводит к слабостям. Точно так же и в риичи — плохой выбор вначале неизбежно приведет к потере темпа в средней части игры, а грубые ошибки вначале и вовсе чреваты фуритеном или каратеном. Именно в тюбане игра часто заканчивается досрочно сдачей одной из сторон, например, из-за потери группы камней. Точно так же и в риичи-маджонге именно на второй полоске дискарда чаще всего атакуют с объявлением риичи, и нередко раздача досрочно заканчивается победой из-за чужой ошибки.
Ёсе. Заключительная часть игры. В го здесь разыгрывают малые спорные территории, борются за каждый пункт доски, если исход партии еще не очевиден. В риичи игра на последней полоске дискарда также самая ответственная. К этому моменту игроки могли реализовать свое влияние в полной мере: встроить доры в руку, собрать дорогие яку. То есть это самый ответственный момент, потому что цена ошибки здесь возрастает многократно. На стратегическом уровне последние раздачи ханчана также являются решающими, для отстающих по очкам игроков это последняя возможность изменить ход игры. Тут редко можно встретить дорогие руки, чаще игроки будут собирать такие комбинации, которых им впритык должно хватить, чтобы чуть-чуть, но вырваться вперед, заняв место повыше.
4. Формы
Камни на доске образуют формы. Некоторые формы полезны и эффективны, например цапля, кошка, тигр с глазом, тогда как другие тяжелы, и их следует избегать (пустые треугольники). Точно так же в риичи-маджонге существуют формы из тайлов, и абсолютно похожим образом они делятся на полезные и гибкие и тяжелые, неэффективные. К удобным формам относят рянмены, рянканы и многие другие, к неудобным — различные краевые формы или чужие ветра, например.
Однако, если в го эффективность формы в значительной степени определяется ее эстетикой, то в риичи эффективность связана с математическими свойствами чисел, ведь тайлы мастей — это просто числа с единицы по девятку. Впрочем, формы полезны не сами по себе, а в зависимости от ситуации. Даже хорошим формам в тени чужих камней будет крайне сложно уцелеть, так же и в маджонге — если полезные тайлы уже вышли в дискард, то форма около этих тайлов не сможет легко быть завершена до сета.
5. Жизнь группы
В го, чтобы группа жила, у нее должны быть два глаза — два пункта доски, которые противник не может занять одновременно. В риичи есть принцип яку, который запрещает побеждать с рукой без яку (т.е. без стоимости). Группа камней — это очки, если группа живет. Жизнь группы — это ее глаза. Готовая рука (темпай) в риичи — это очки, если рука с яку. Жизнь руки — это яку в ней. Возможно, аналогия и кажется немного надуманной, ведь в риичи есть яку — особые ситуации, однако в целом она достаточно точно раскрывает одно понятие через другое.
***
Необходимо отметить, что написанное выше верно только для японского маджонга — риичи. В других видах маджонга игроки начинают с нуля очков и могут безгранично уходить как в плюс, так и в минус, там не существует правил, позволяющих гибко играть в защиту, а из-за отсутствия принципа яку можно объявлять победу с любой готовой рукой.