13 thoughts on “О проблемах с новичками

  1. Действительно поддаваться,аля накидывать им в руки это хорошая стратегия.У них создается иллюзия,что они что то понимают и могут выигрывать.

    Действительно много новичков и ты Дим занимаешься ответственной работой.Молодец

  2. Ну да, конечно, давай с новичками, которым только что объяснил правила, играть в полную силу. Так у них ни иллюзий... ни интереса к игре не будет. И да, новички могут выигрывать — у таких же новичков, как они сами. Проще самому в обучающей игре притвориться новичком, чем требовать от начинающих невозможного — адекватной игры против людей, играющих в риичи по несколько лет.

  3. Вчера играла за столом с новичками и пришла к следующему выводу, что играть с ними можно как угодно, если есть люди которые им помогают — часто новички почти целиком отдают инициативу выбора тайла на снос «помощнику» и тогда получается, что играешь уже не с новичком, а с тем, кто ему помогает. В целом очевидно. Но выход из данной ситуации конечно есть — просто посадить за стол только новичков или тех, кто ходит совсем недавно, и два инструктора на два человека. Тогда шансы на победу примерно сравняются.

    А играть в полную силу с новичками все равно не получится — нет мотивации собрать что-то быстрее других или серьезней, если знаешь, что оппоненты не знают как руки собирать. Но вот вчера был один парень из новичков, кто и сам и благодаря помощи Иры играл адекватно, не рвался открывать руку и делать невнятные объявления, потому к концу ханчана имел уже более 50 тысяч. И за тем же столом был другой новичок, совершенно обратного свойства: он пытался с 6 тайлов собирать хоницу, объявлял ненужные чи-поны, и не очень слушал советы со стороны инструкторов, и вроде бы не собрал ни одной руки или только одну. Можно даже разделить новичков на категории по двум состояниям: интерес и фан. Некоторые сразу с фана начинают, но некоторые в него уходят когда не могут выиграть «да я просто ради фана играю»-говорит человек объявляя непонятно зачем ненужное чи.

  4. Марин, когда новичкам кто-то помогает, конечно, можно играть нормально — это уже не игра в одни ворота, как бывает, когда ты кидаешь риичи против трех новичков не имеющих представления о защите. Однако скидку всё равно делать имеет смысл. Сама ведь говоришь, что нет никакого стимула стремиться к победе в обучающей игре, а если так почему бы и не дать выиграть кому-то другому?

    Ну и что новички делятся на тех, кто всё делает, как им велят и на тех, кто ничего не хочет слушать, это давно известно. Против первых есть хороший прием — после одной-двух раздач отойти на пару минут по своим делам. В начале сдачи вряд-ли что-то страшное случится, зато новичку придется включить мозг, а потом, когда вернешься, можно еще и указать ему на допущенные ошибки, объяснить как было сыграть лучше. Против второго типа новичком приема нет, ну сама знаешь, против лома... но такие и не задерживаются надолго — нет никакого удовольствия постоянно проигрывать, а ничего другого тем, кто не хочет учиться и не остается.

    PS

    Вариант посадить новичков играть друг с другом не особо работает, т.к. их редко бывает кратное 4-м количество. Посадить играть с парой новичков двух опытных можно, да вот только никто не соглашается. А так оба варианта, да, отличные.

  5. Как человек, который «втянул» в Ричи что-то в районе 20 человек (в СПб), могу сказать, что схема обучения у нас такая:

    1) Человек приглашается сыграть, т.е. изначально он пришел сюда изучить новую для него игру, которая его возможно интересует, а возможно и нет.

    2) Объясняются базовые правила. Масти, хоноры, ход игры, кто выигрывает, как выигрывает, структура руки, возможность объявлять сеты и как это делать, фуритен и выбор между атакой и фолдом.

    3) Рассказывается в-общем, упрощённо, про яку и какие они вообще бывают (в стиле "если в руке нет 1,9, хоноров — это яку «таньяо», аналогично если в каждом сете и паре они есть — это яку «чанта» и так далее), рассказывается конечно и про ричи

    4) Новичку дается две таблички — на одной нарисованы с подписями все маны, ветра и драконы с их порядком для индикации доры, «компас» чтобы определять свой ветер, а на другой есть перечень из примерно 12 самых частых яку (т.е. скажем якуманов, или сананко или хонрото или санканцу там нет) которые структурированы по группам — вроде условия на чи, условия на поны, условия на закрытую руку, условия на масть.

    5) Далее, даём новичку посмотреть одну игру, как играют другие (мы стараемся комментировать, насколько это возможно чтобы не мешать играющим, чтобы он понимал, что происходит)

    6) Далее даем ему сыграть. Если он неуверен, что справится — ему кто-то помогает, подсказывает, если же уверен — играет сам.

    Тут нужно отметить, новичок обычно тупит над ходом подолгу. Мы стараемся донести до него, что конечно он может ходить сколько ему надо, но это никак не улучшит его шансы, и что ему следует учиться продумывать перечень интересующих его тайлов за то время, пока ходят оппоненты.

    7) Далее говорим ему, как сыграть в онлайн или оффлайн на компе, если ему это интересно.

    Насчет уровня игроков — с новичком играют все подряд, у нас, я бы сказал, есть три игрока уровнем повыше, и несколько игроков казуальщиков которые играют по фану и регулярно проигрываются. Играют все серьезно и без поддавков. В любом случае мы стараемся подчеркивать причину поражения, если новичок проигрывает, чтобы он не обижался, честно говорить когда одному из нас просто повезло, подчеркивать что «не корову проигрываешь» и вообще не заострять внимание на том, какой — в принципе, у нас не было ни одного случая чтобы человек не хотел продолжать с нами играть потому что его обыграли в первый раз.

    Итого — многие люди научились играть, не скажу чтобы заинтересовались стать профи и играть на тенхочках в данлобби и проч., но игру они изучили, и она им нравится.

    Не знаю насколько это применимо в рамках клуба (ибо у меня всё это происходит в рамках моей компании друзей, которые у меня собираются) но вот как эту задачу решаю я.

  6. Брр, комментарий внезапно отправился и редактировать его нельзя.

    В абзаце после пункта 7) пропущен текст там, где тире «и вообще не заострять внимание на том, какой — в принципе...». Следует читать:

    В любом случае мы стараемся подчеркивать причину поражения, если новичок проигрывает, чтобы он не обижался, честно говорить когда одному из нас просто повезло, подчеркивать что «не корову проигрываешь» и вообще не заострять внимание на том, какой счет в игре и какое место занял новичок (что там у него с учетом умы и оки), а на том, как он сыграл, как сыграл кто-то другой за столом, поясняя ему хитрости и прочие интересные аспекты ричи и акцентируя именно на них внимание (скажем, как кто-то за столом прочитал ожидание кого-то другого за столом и не скинул в дорогую руку, или как кто-то кинул ричи дешевое против открытого мангана и проплатил его, и так далее). Таким образом, новичок уходит не запомнив, что его «раздели», что он проигрался, а запомнив, какая это интересная и глубокая игра, какие в ней есть возможности для применения различных приёмов и тактик, в-общем, фокус на игровой процесс, а не результат (которого у новичка и не должно быть, ведь он же новичок).

    В принципе, у нас не было ни одного случая чтобы человек не хотел продолжать с нами играть потому что его обыграли в первый раз.

  7. Ох, мы столько всего не объясняем сразу. Сначала рассказываем про тайлы, потом про структуру руки и сеты, потом про основные яку: якухай, таняо, пинфу, риичи и цумо. Всё остальное: каны, фуритен, доры и т.п. уже в процессе игры. Первые сдачи, разумеется играем с открытыми руками, рассказывая про основы эффективности тайлов, чтобы новички хоть как-то могли руки собирать сами, а не сбрасывали случайные средние тайлы.

    Проблемы начинаются, когда приходит время играть в закрытую. Всегда оказывает, что есть те, кто уже способы сами играть, а есть те, кто вообще ничего не понял. Если новичков сразу четверо, то чтобы играть в закрытую нужно минимум два инструктора (по одному на каждых двух новичков). Не всегда есть желающие объяснять, ведь у нас клуб, куда люди приходя сами поиграть, а не школа... Если же новичок всего одни — это вообще катастрофа, т.к. собрать стол под него бывает очень и очень сложно.

    Ну и играть с новичками в полную силу — это, конечно, безумие. Около половины активных членов клуба играют настолько сильно, что они просто задавят своими риичи и/или быстрыми руками любых новичков, используя все их ошибки и слабости. У последних просто не будет ни малейшего шанса что-нибудь собрать, это как поставить в спарринг обладателя черного пояса и новичка без году неделя.

    >у нас не было ни одного случая чтобы человек не хотел продолжать с нами играть потому что его обыграли

    А я вот был свидетелем массы случаев, когда человек явно очень сильно расстраивался, когда все уже по несколько раз выиграли, а он еще ни разу и в темпае не был. Ну вот не заходит ему ничего (или другим заходит гораздо лучше) и всё тут, объяснить человеку, пришедшему в первый раз, что такое дисперсия невозможно, если у него нет опыта игры в вероятностные игры, а если есть, то ему, как правило, и помощь то особо не требуется.

  8. 2 anonslou

    Обучение новичков — всегда жертва. В моей компании поэтому я хоть и организовываю всё (и место предоставляю и наборы для игры и координирую всех) играю меньше чем активные игроки, потому что в основном я учу новичков. Да, кому-то надо учить новичков играть, тратя то время, которое можно было бы потратить на то, чтобы играть самому, на новичков. Это типичный случай — так в жизни всегда случается. Кто-то должен отдать что-то своё, чтобы всем стало хорошо. А если никто не будет учить новичков — новичков не будет и коммьюнити загнется. Это я наблюдал на примере других соревновательных игр много раз (и читал об этом в аналогичных иностранных коммьюнити).

    Поэтому да, кто-то должен «возиться с новичками». И если кто-то будет это делать, остальные могут этого не делать, а если никто не будет — фейл для всех.

    Опять же, поскольку я приглашаю в основном своих знакомых или друзей друзей, то не знаю, насколько это применимо в клубе, где никто никому никто?

    Насчет обиды, что не выиграли — как я написал выше, мы не объясняем про дисперсию, а акцентируем внимание на том, что произошло и почему, чтобы новичок не только о том, что он собрал, думал, но и о том, что собрал другой. Можно ведь не только радоваться тому, что ты что-то выиграл, но и тому, как кто-то «нагрел» кого-то, новичку может быть интересно наблюдать «дуэль» двух игроков, которые собирают очевидно дорогие руки (о том, что руки очевидно дорогие, новичку можно подсказать), или двух риичи, которые вот вот накинут один другому. Новичка стараемся в плане «удовольствия» сфокусировать не на том что «молодец, ты собрал тойтой» а на том, как один про другого про нагрел или наоборот не отдался в критической ситуации или как чье-то трехстороннее ожидание всё оказалось в мертвой стене и так далее. Для этого конечно нужно чтобы кто-то с новичком «возился». Объяснял ему всё это, и комментировал игру (что может вызывать вахтер у других игроков, даже в моей компании вахтеры такие случаются).

    Ну и конечно, удача может прийти и новичку. Когда заходит очень быстрая рука тут сложно ошибиться. Даже новичок может выиграть, другое дело, что конечно, если за столом три про уровня «4дан на тенхочке» то шанс его будет невелик. Но он есть. Думаю, каждому про на тенхо попадался какой-нить нуб которому заходил байман-якуман нахаляву.

  9. 2 anonslou

    «Сама ведь говоришь, что нет никакого стимула стремиться к победе в обучающей игре, а если так почему бы и не дать выиграть кому-то другому?»

    По-этому когда я играю с новичками стараюсь собирать закрытые тяжелые руки или пробовать собирать якуманы, что бы у них было больше времени, что бы собрать что-то . Хотя, я порой предпочитаю все же собирать хоть какие-то руки даже в игре с новичками, не хочется «терять лицо» перед ними или откровенно показывать, что им подыгрывают.

    "Вариант посадить новичков играть друг с другом не особо работает, т.к. их редко бывает кратное 4-м количество. "

    В эти выходные был такой случай, но понятно, что это скорее исключение, чем ординарность. Будь там один новичок, было бы ему тяжко. Тут уж все от человека зависит — продолжать или уходить. Дело даже не в том, как и кто ему помогают осваивать игру.

  10. Подумал на досуге. На самом деле, вероятно важен ещё подход к игре и настроение. Я в основном играю в узком кругу друзей, знакомых и друзей друзей, но недавно с нами сыграли Дедж и Мико. Так вот, игра с ними отличалась от обычной нашей игры кардинально.

    Когда мы играем обычно, мы постоянно болтаем. Стебемся над теми, кто объявляет якухай или пон краевых тайлов («якухайщик/тойтойщик сраный»), подкалываем рано снесшего дору, петуха (1со) сбрасываем исключительно после «барабанной дроби» (т.е. с красивой фразой, например, «петух... оупен!» или «петух, господа!»), обсуждаем качество доры (если дора не 4-5-6, обычно кто-нибудь да ругается что дора дурацкая и её хрен соберешь, а если дора чужой ветер, то вообще...), обсуждаем успехи (когда игрок выносит тайл и ему он же заходит) и прочее. Регулярны возгласы «ну КАААК» или «да какого хрена» или «эта рука принципиально не хочет улучшаться» и прочее. При объявлении риичи обычно ругается попросту весь стол: «Ооо, началось...». Ну а когда кто-то набрасывает, то тут может быть море возгласов из серии «вот какая сука, собрал свою паршивую тысячу, у меня блин ханеман почти готов» или «а что ты хотел, мне в ишантене с пятью дорами обороняться против твоего ричи» и так далее. Наверное это не очень спортивно или этикет нарушается, но для новичка это создает дружескую атмосферу, в которой весело, даже если ты нихрена не собираешь, потому что в игре происходит «ЭКШЕН» почти на каждом сбросе! И постоянно что-то происходит, что-то разрывное и невероятное. Эмоции через край.

    Так вот, когда мы играли с Мико и Деджем, игра шла молча, их быстрые ходы мотивировали и всех остальных действовать решительно (тех, кто обычно любит подумать над сбросом), обсуждения и флуда просто не было. Причем не было такого, чтобы Мико или Дедж просили наших успокоитсья или помолчать, да и по крайней мере Мико сам является довольно разговорчивым — нет, просто два серьезных игрока («пуро») одним своим присутствием за игровым столом задали «тон» игры, и без необходимости договариваться все подстроились под них, и всё пошло таким образом само собой. В результате, с одной стороны, было больше возможности сконцентрироваться на игре и больше игр можно сыграть за то же время, с другой стороны, если бы за такой стол четвертым был посажен новичок, я понимаю, почему он бы мог не получить удовольствия от игры, и запомнил бы только то, что его обыграли, что все собирали быстрые дорогие руки, а он толком ничего не собрал.

    Быть может, с новичками нужно быть менее серьезными не в плане сбора эффективных рук, а в плане атмосферы за столом? Быть может, допускать больше обсуждений чужих рук, «вангования» (чтения дискардов вслух), и так далее?

  11. ЛОЛ, Дедж всегда молча играет, да и Мико вроде тоже не особо весельчак. А вот нам в этом плане тяжелее — много «весельчаков», которые не смотря на свои смешки и подколки, играют при этом уже очень давно и весьма серьезно. У новичков же зачастую складывается неверное представление о силе их игры, а в итоге и о самом маджонге. Ведь научиться веселиться со всеми не сложно, а вот начать хорошо играть — на это нужно много времени и сил потратить. В итоге новичок в какой-то момент начинает считать, что он уже освоился и не особо стремится улучшать свою игру — он уже откалибровал себя по поведению таким же, как и все остальные. Только вот результаты у такого игрока печальные и в какой-то момент он сам это замечает, но разобраться почему так оказывается непросто. Ни к чему кроме недовольства собой и риичи-маджонгом всё это не ведет, конечно.

    Так что чем более разношерстные игроки будут в клубе, тем лучше, но, увы, сложно привлечь разнородную аудиторию в риичи-маджонг — серьезные взрослые люди, видя, что играют преимущественно студенты не особо стремятся в игру, но я уже писал об этом.

  12. То, что есть момент, когда нужно начинать ломать свои представления и вкладывать усилия, чтобы прогрессировать — так это в любом виде соревнования есть. У каждого человека есть естественный уровень, на который ему выйти легко, а дальше уже нужно перестраивать себя. Это будет и в футболе, и в борьбе, и в Старкрафте и в Контрстрайке и в Доте и в Ричи. И люди четко делятся на тех, кто хочет перестраивать себя. тренироваться и прогрессировать, и тех, кто хочет просто играть в свободное время «по фану» — и нам, по моему мнению, нужны и те и другие! Тем более что те, кто играют по фану, будут рады играть с новичками, т.е. смогут «рекрутирвать» новых игроков.

    А насчет весельчаков и недовольства — я думаю, главной тут является атмосфера. Я ещё несколько лет назад, когда начал играть с «сообществом игроков» — на квартире у Свита в СПб, заметил это. Атмосфера в клубе, несмотря на весельчаков и обилие сленга и шуток в общении («Кузечка, Вахтёр, Микочка, Тенхочка»...), стояла не дружелюбная, а агрессивная, т.е. ощутимо, что тебя здесь хотят обыграть и «раздеть». Это не значит, что люди «плохие» или «злые» — но сам настрой передается на невербальном уровне — в репликах, в жестах, и прочее. Атмосфера такого холода и рассчета. Тут даже внешнее веселье не помогает. Мне это было знакомо ещё по онлайн ПВП играм. Эта атмосфера — адекватная атмосфера дя серьезных соревнований, или игры на деньги, и тем, кто серьезно относится к игре, она вполне подходит, но мне кажется, она не должна встречать новичков ни в коем случае, она их только отталкивает.

    У нас же вопрос, в принципе, когда мы хотим привлечь новичка в игру, всего один: как сделать так, чтобы его игра «зацепила»? Есть такие люди, которых зацепит, если их обыграют, они захотят отыграться, стать лучше, но их меньшинство. Большинство игра зацепит, если она доставляет им удовольствие. Сначала человек должен понять «мне это нравится, я хочу дальше играть в это» а затем уже он сможет тратить время на практику с ботами, изучение яку, и прочее. Сначала позитив, потом готовность поработать ради того, чтобы его получать. Но это очевидно, что новичок не может часто побеждать (или показывать результат выше среднего) в игре, если эта игра не «казуальная» (как многие настолки вроде колонизаторов или монополии, специально сделанные так, чтобы все имели примерно равные шансы). Поэтому, вопрос состоит в том, как может новичок получать удовольствие от риичи, начиная с первых минут игры? Мне кажется, ответ таков: это возможно, если он будет рассматривать игру не как битву на смерть четверых соперников, где каждый стремится уничтожить оппозицию, не как соревнование, где всё сводится к одному — победе или поражению, а как на некоторое шоу, на абстракцию поединка четверых борцов. Т.е. если сравнить с борьбой, чтобы игра представляля собой что-то наподибие рестлинга, а не бокса. Чтобы он находился за столом, где люди собрались пообщаться, повеселиться, а не «подняться в рейте».

  13. Хочу поделиться и своим небольшим опытом привлечения людей в игру. После краткого объяснения мастей, видов и количества благородных фишек я стараюсь объяснить структуру руки (не упоминая кокуси-мусо и читойцу) и после этого начинаем играть с открытыми руками. После разбора стены идёт краткое объяснение доры, мёртвой стены и процесса сбора руки. После одной-двух раздач, в зависимости от того, что происходит на столе, объясняю про объявления сетов и риичи, если кому-то заходит кан, про это тоже.

    При выходе в темпай объясняю идею разных ожиданий, говорю про упущенный сброс и выигрыш с чужого сброса. После раздачи, если у кого-то получилось собрать руку, объясняю вкратце теорию оценки стоимости (про средние фишки и крайние-благородные). Даю почитать краткий список яку, не вдаваясь в подробности. Если человек собрал не имеющую стоимости руку, мы условились выплачивать за неё 1000 очков, пока игра идёт в открытую.

    Самое интересное для людей на начальном этапе — собрать руку, это я и даю им делать. Обычно после одного-двух тонпусенов люди сами просят начать играть в закрытую по нормальным правилам. Очень помогает раздаточный материал, как уже отмечали выше, с манами и ветрами. И как можно меньше, как можно меньше непонятной терминологии! Даже простые «пон», «кан», «чи», «рон» и пр. отпугивают, судя по моему опыту. Когда человека уже начало затягивать, он переварит любую терминологию, но сразу это давать я считаю напрасным.

Leave a Reply