Чанта и ее сбор

«Чанта не собирается», — именно такая шутливая присказка получила распространение в Тесудзи. Между тем чанта — очень мощный и красивый паттерн сбора руки.

Преимущества чанты:

  • Чанта может апгрейдиться до джунчана или даже хонрото.
  • Чанта отлично сочетается с якухаем и саншоку.
  • Чанта позволяет использовать любые доры, кроме 4, 5, 6.

То есть чанта является очень гибким яку, удобным для активной, динамичной игры.

Но есть у чанты и объективные недостатки:

  • Чанту очень часто приходится разыгрывать в открытую:
    • Без риичи, без мендзенцумо и без пинфу.
    • Другим становится очевидно, что мы собираем.
    • В целом стоимость чанта-рук недостаточно высока.
  • При сборе чанты приходится сбрасывать средние тайлы.
    • Особенно это опасно при игре с ака-дорами.
    • Ранний выход средних тайлов может спровоцировать противников (особенно симотя) на открытое таняо, которое быстрее чанты.

Частично эти недостатки компенсируются легкостью отказа от чанта-руки и хорошим набором тайлов для защиты как против открытых рук, так и против риичи.

Решение же о сборе чанты в основном принимается на основе сданной стартовой руки. При этом важнейшими факторами являются:

  1. количество краевых форм,
  2. их качество,
  3. возможности получения альтернативных яку,
  4. доры: обычные и наличие ака-дор в игре.

1. Количество краевых форм

Не секрет, что чанта — это почти всегда сюнцуба игра, потому что если мы будем пытаться сочетать чанту с тойцубой, то получим на выходе тойтой или читой с хонрото. Всякое, разумеется, случается, но тойтой с хонрото — слишком большая редкость для своей весьма скромной стоимости. Читой с хонрото встречается намного реже тойтоя, а стоит даже чуть дешевле.

Для сюнцубы нужны 4 сета и пара. При этом если в обычной пинфу-игре мы можем ловить голову почти где угодно, то для чанты нам важно, чтобы пара также была терминалами или достоинствами — это одна из ключевых сложностей, и если готовой подходящей пары или пона, которым можно пожертвовать, у нас нет, то важно наличие большого количества разнообразных тайлов яочу (1-цы, 9-ки, драконы и ветра) и их удержание до образования пары. Это также хорошо, потому что из ценных тайлов может образоваться якухай — хорошая альтернатива для развития руки или увеличения ее стоимости.

Помимо пары, конечно, важно учитывать, что другие формы тоже должны иметь возможность расти, поэтому слепое удержание одиночных яочу — плохая идея, нужно нужно быть очень внимательным к дискардам при выборе сноса, как и в ситуации со сбором семи пар.

С парой более или менее разобрались. Теперь о сетах. Идеально иметь как можно больше тацу (заготовок) с терминалами для скорейшего образования менцу (т.е. сетов). Также наличие схожих тацу в разных мастях дает хорошие шансы на образование саншоку, что повышает гибкость, а потенциально и стоимость.

Пример 1.1.

 цумо, дора

В данной ситуации кроме чанты никаких яку вообще не видно — до кюсюкюхай не хватило одного тайла. Первый снос очевиден: , через несколько кругов наша рука могла бы быть, например, такой:

Конечно, тут следует при возможности объявить  и снести: . Чаще же всего мы будем получать пару к одному из тайлов яочу, просто потому что у нас их изначально много (как и при сборе кокуши) — якухай следует объявлять при первой же возможности, даже несмотря на то, что это приведет снова к отсутствию пары (нет ничего страшного в том, чтобы в темпае с чантой ждать в пару).

Пример 1.2.

 цумо, дора

Несмотря на то, что здесь много краевых тацу, рука не благоволит к сбору чанты. Во-первых, у нас есть слабый, но коннектор к средней доре: , во-вторых, рянмен . Наконец, тут нет готовой пары, и ее получение из  приведет к превращению одного из тацу в тойцу и сильному снижению эффективности. Саншоку также маловероятно: слишком сложно будет получить и , и  и  и не получить пару около одной из единиц. Также здесь будет очень болезненным приход  - сносить ее невыгодно и небезопасно, т.к. рядом двойная дора. Последнее, что стоит отметить — получение пары из драконов сразу дает нам яку-потенциал и делает сбор чанты окончательно ненужным. В среднем с такой рукой лучшей игрой будет снос достоинств по мере их выхода и попытка сбора закрытой руки с дорой и с риичи. Объявление же сетов на чанту в данной ситуации нецелесообразно, т.к. фактически ведет к разрушению руки, если чанта не получается.

Пример 1.3.

 цумо, дора

Эта рука, определенно, хороша. Формы:  и  легко развиваются в рянмены или сеты, кроме того, тут есть и шанс получения доры. Однако выбрав чанту, нам, сразу же придется жертвовать самыми эффективным тайлами: , и  - это неправильно, потому что собирать всегда надо руку в целом, а не конкретные яку.

2. Качество краевых форм

В примере 1.3. вы должны были обратить внимание на рянмен  и спросить себя: "А что если придет , а не " , — это был бы еще один аргумент не в пользу чанты, несмотря на, казалось бы, в целом удачную форму. Таким образом качество форм играет большое значение при сборе чанты — лучше иметь мало, но хороших форм, чем много, но плохих. Кстати, это утверждение верно и в более широком смысле, просто понятие «хорошая форма» зависит от ситуации и собираемого яку.

Итак, мы знаем, что средние тайлы для чанты гибельны — их удержание приводит к образованию средних рянменов и это уже совсем не чанта (зато вполне хорошая для нее альтернатива).

Пример 2.1.

 цумо, дора

У нас три средних тайла:  и  - 24 тайла 6 видов дают нам рянмены, в то время как только 16 тайлов 4 видов завершают наши терминальные сеты. Очевидно, что быстрее всего тут получить пару рянменов, завершить какой-нибудь из имеющихся терминальных сетов и получить пару к практически любому из тайлов. В процессе этих нехитрых действий ненужные достоинства и оставшиеся незаполненными края мы будем сносить. Таким образом, вопреки четырем краевым формам, это скорее пинфу рука, чем чанта-подобная.

Если бы в последнем примере были бы два средних тайла, а не три и один из них — дора, то любые попытки сбора чанты мы бы также посчитали невыгодными. В конечном счете, средние тайлы, даже если их сейчас мало, еще неизбежно придут и ситуация сведется к предыдущей с отставанием в пару ходов. Однако дора дает дополнительную стоимость, что компенсирует отставание в скорости.

Теперь рассмотрим подробнее чанта-формы:

  •  - пентян. Лучшее тацу для чанты. Однако оно не оставляет нам выбор — либо мы получим , либо не соберем руку или будем вынуждены пробрасывать форму.
  •  - кантян также благоприятное тацу для чанты. Разница лишь в наличии улучшения: , которое может заставить нас передумать собирать чанту.
  •  - коварный для сбора чанты рянмен, т.к. получение  ведет к фуритену. С другой стороны, мы при этом получаем готовый сет, что хорошо, если чанта — не единственное, на что мы можем рассчитывать.
  •  - замечательная форма, которая уже содержит в себе столь необходимое тойцу. Приход , однако не является здесь значимым улучшением, в отличие от получения .
  •  - всё так же, как и с предыдущей формой — если другой пары у нас не планируется, то не терминал в какой-то момент придется сбросить.
  •  - здесь получение  позволяет нам выбирать, какой сет оставить. Помимо этого,  улучшается до рянмена при получении  - если подобных форм у нас изначально 2-3, чанта, вероятно, будет не лучшим выбором направления развития руки.
  •  - сянпон из терминалов — это лучшее возможное ожидание для чанты. Однако в ранней стадии раздачи выгоднее разменять его на два пона, выбрав ожидание в танки, пентян или кантян.
  •  - пара или тойцу, с одной стороны это уже готовая часть руки, с другой, ее, так же как и сянпон, можно объявить в сет, только в данном случае не жертвуя ожиданием.

Из анализа форм несложно видеть, что у чанты в темпае не бывает хороших ожиданий — ни рянмены, ни сложные многосторонние ожидания нам не доступны. Это связано с тем, что отдельные формы для сбора чанты изолированы и не влияют друг на друга. Из чего можно сделать интересный вывод — при сборе чанты выгодно объявлять сеты при первой же возможности: во-первых, аутов у каждой формы не так много и второго шанса может не быть, во-вторых, ухудшить объявлениями чанту невозможно, т.е. даже пару, как правило, имеет смысл объявлять на пон, особенно в ранней стадии раздачи и тем более, если она дает якухай или три доры.

Пример 2.2.

, цумо, дора

Несмотря на рянмен , от саншоку 123 нас отделяет всего два тайла. Сброс  или  уменьшает шансы и на пару, и на чанту. В то же время при превращении тацу в менцу мы всё же будем вынуждены что-то сбрасывать. Многим тут не захочется сразу сносить рянмен  и может показаться отличным вариантом сброс  с дальнейшим ожиданием развития ситуации в руке. Но это — ошибка, не стоит играть настолько неуверенно — очень важна не только скорость и уке-ире руки, но и сохранение как можно большего количества разных потенциальных яку в руке в ранней стадии сдачи. Сравните руку выше вот с такой:

, цумо, дора

Здесь вместо рянмена два средних разномастных тайла. Большинство их не пожалеет и сразу решится на сбор чанты с проброса средних. Однако два средних тайла в самом начале раздачи гораздо полезнее, чем один рянмен! Рянмен из первого примера обманывает нас, маня скорым завершением до менцу, однако если подумать, то средний тайл до рянмена завершается также быстро, как и рянмен до сета. При этом в начальной стадии раздачи явно стоит предпочесть рянмены сету и одиночные средние рянменам, потому что это позволяет играть более ситуативно и меньше зависеть от захода со стены. В итоге, первый ход теперь уже не так очевиден, как раньше, но всё равно стоит отдать предпочтение чанте с саншоку, ведь эта рука намного лучше, например, руки из пункта 2.1.

Сравните еще и с такой рукой:

, цумо, дора

Здесь в руке появилась дора — она делает акцент и на саншоку, и на чанте, помогая нам их заметить и легко решиться на проброс рянмена первыми же ходами. Технически тут нет никаких отличий от первого примера — изменилась лишь стоимость руки. Но зато теперь хорошо видно, что саншоку без чанты тут, скорее всего, не получается, а если и получается — потери в стоимости теперь так же существенны, как и потери в гибкости.

Учитывайте, что количество и качество краевых форм — это очень важные факторы для сбора чанты как таковой. Если вам не хватит скорости, то за счет ваших сбросов средних тайлов скорости точно хватит кому-то другому. Он выиграет, а вы так и останетесь с ошибочным мнением, что «чанта не собирается».

3. Возможность получения альтернативных яку

Чанта с пинфу хотя и возможна, но слишком редка, кроме того, в этом случае уже пинфу задает структуру руки, а чанта выступает лишь в роли яку увеличения стоимости (потому что, в отличие от пинфу, может и не сойтись), так что эту ситуацию мы исключим из своих дальнейших рассуждений.

Итак, чанта стоит 1 или 2 хан, а джунчан уже 2 или 3 хан. Учитывая, что ожидание при чанте приводит к образованию дополнительных фу, взакрытую мы имеем минимальную стоимость для чанты в 2600 очков, а для джунчана — 5200 очков. В открытую, однако, эти руки сами по себе чаще всего стоят 1000 и 2000 очков (1300 и 2600 возможно только если есть хотя бы два пона или кан) — слишком мало за все те трудности и риски, которые приходится преодолеть для их получения. Поэтому при сборе чанты очень важна возможность получения альтернативных яку, которые в неблагоприятной ситуации помогут выиграть, отказавшись от чанты, а в благоприятной — сделают руку дороже.

Две лучших комбы, которые можно получить: джунчан, саншоку и чанта, саншоку, якухай. При наличии большого количества пар яочу-тайлов, можно рассчитывать на тойтой, хонрото. Якухай, конечно, тоже может добавиться, но т.к. разница между 4 и 5 ханами стоимости незначительна, это несущественно, получить же два якухая с тойтой и хонро уже ощутимо сложнее — нужные тайлы должны быть в руке с раздачи или зайти в ранней стадии, когда другие еще не успели их снести. Прочие «улучшения», о которых стоит сказать: саншоко доко и шосанген — улучшения в кавычках, потому что эти яку и сами по себе вполне хороши, хотя саншоко доко чаще всего встречается именно в чантах, тойтоях и джунчанах — средние тайлы на такое специфическое яку разменивать, как правило, никто не решается. Наконец, чинрото — якуман, который, как правило, развивается из попытки скомбинировать хонрото с саншоко доко.

Пример 3.1.

, цумо, дора

Для сбора чанты лучший снос: . Изъян формы  не беспокоит нас здесь, т.к. есть подстраховочный якухай, а остальные формы хороши, несмотря на в целом низкую стоимость руки.

Пример 3.2.

, цумо, дора

Саншоку 123 выглядит достижимым, хотя и совершенно непонятно, где будет голова. Получение доры также отличная возможность разыграть руку. В итоге чанта — не лучший выбор, не только из-за рянмена , но и по причине отсутствия пары и наличия средних тайлов:  и .

4. Доры

Уникальная особенность чанты в том, что можно использовать обычно бесполезные доры-достоинства. Конечно, если в руке одновременно есть потенциал и на чанту, и на доры.

Пример 4.1.

, цумо, дора

Не самая удачная рука для чанты: много средних тайлов:  и  - они могли бы позволить прийти к не чанта руке, но очень тяжелая форма  (всего 6 аутов на 3 тайла) явно выступает мощным сдерживающим фактором. Остальные формы также нельзя считать хорошими и, вероятно, придется снести большую часть из тайлов: . Определяющим фактором здесь являются две доры — они наделяют чанту смыслом, позволяя взять третью дору в открытый пон и одновременно эффективно использовать форму в пинах. В то же время без дор это не имело бы смысла: рука слишком медленная и слишком дешевая, чтобы активно ее разыгрывать.

Для принятия решение о сборе чанты одних только форм недостаточно. Важно учитывать целесообразность сбора как с точки зрения стоимости, так и с позиции гибкости. Нет ничего хуже в японском маджонге, чем оказаться в ситуации, когда ваша рука почти ничего не стоит и не может быть при этом легко собрана.

***

Напоследок стоит отметить, что чанту не всегда легко заметить по дискарду. Например:

Если при этом в объявленных сетах мы также видим:  и , то чанта будет, вероятно, последним, о чем мы подумаем, а все подозрения будут на одноцвет (если бы не было объявлений — читойцу). Однако в такой руке вполне может оказаться ожидание в пару на дору из тайлов яочу, и мы легко сбросим бесполезную для себя дору в рон! Ситуация нечастая, однако она периодически встречается в играх и даже опытные игроки, бывает, в такие моменты ошибаются.

Насколько часто встречается чанта в реальных играх? Если взять частотность яку с тенхонета (кю-лобби, тонпусены), то примерно в 1,5% случаев:

  • чанта (混全帯幺九 или 全帯ヤオ) 1.18710
  • джунчан (純全帯幺九 или 純全帯ヤオ) 0.37603

в феникс-лобби чанта встречается реже, в ханчанах — несколько чаще. То есть в среднем чанту или джунчан можно видеть раз в несколько ханчанов. Однако имейте в виду: эта статистика не учитывает неудачных попыток сбора чанты из подходящих стартовых рук, которые, очевидно, бывают намного чаще!

Свежие записи

  1. Отбор на IORMC Добавить комментарий
  2. Отмена встречи 6 мая! Добавить комментарий
  3. Игровая встреча 29 апреля Добавить комментарий
  4. Фестиваль Hinode 23-24 апреля Комментарии к записи Фестиваль Hinode 23-24 апреля отключены