Оригинальная японская статья.
Перевод с японского: hyougan.
Вычитка и верстка: клуб «Тесудзи».
От переводчика.
Это полный дословный перевод, в отличие от предыдущих, сделанных на блоге osamuko, в которых была в основном выжимка важной информации. Мне было лень выбирать, что важно, а что нет :)
Глава для перевода выбрана не очень удачно: это больше похоже на сборник упражнений «что срезать» с объяснениями, но ряд важных идей имеется.
Сначала идёт небольшой словарик используемой в переводе японской терминологии. Она использовалась обычно, когда долго каждый раз описывать, о чём идёт речь, когда мне было лень придумывать русский аналог термину или когда я просто привык к японскому термину.
Сейчас я собираюсь переводить статью Манбо об игре в открытую: понах и чи. Ожидаемое время: примерно месяц или два. Если есть какие-то пожелания по конкретным статьям или темам для перевода, говорите.
От редактора.
Статья ориентирована на продвинутых игроков. Почти вся оригинальная японская терминология сохранена — обязательно вызубрите словарик! В некоторых местах для лучшего понимания материала более привычные термины даны в круглых скобках. Написание терминов приведено в соответствие с более или менее устоявшимся в русскоязычной среде.
Важно! Статья описывает игру именно в японских оффлайн дзянсо, где используется очень большое количество дор — 12+, и правило сюги. Поэтому рекомендации автора ни в коем случае нельзя рассматривать как универсальные и использовать в обычных играх, в том числе и на японских онлайн серверах.
Словарик.
Типы тайлов.
Масти: маны, пины и соу.
Ветра: восток, юг, запад, север (тон, нан, ся, пей).
Драконы: хаку, хацу, чун (белый, зеленый, красный).
Дзихай — достоинства, т.е. ветра и драконы.
Супай — числовые тайлы, с 1 по 9, т.е. тайлы мастей
Ценные тайлы — те, которые дают игроку якухай: драконы и ветра места или раунда.
Описание руки.
Пример.
+ дора:
Закрытая часть руки — слева (тайлы закрытые). Цумо: +тайл. Открытая часть руки — справа (тайлы открытые), порядок объявления сетов: справа налево. Дора — тайл, являющийся дорой в раздаче (т.е. это НЕ индикатор).
Состав руки.
сюнцу: — три последовательных тайла одной масти,
коцу: — три одинаковых тайла,
канцу: — четыре одинаковых тайла,
тацу — незавершённый менцу или кандидат на менцу,
менцу (сет) — сюнцу, коцу или тацу,
тойцу — пара,
плоская рука — рука из сюнцу.
Формы тацу при сборе руки и темпае.
рянмен:
рянкан:
кантян:
пентян:
сянпон:
танки — ожидание в пару в темпае.
Прочие понятия.
темпай (тенпай) — рука, в которой не хватает последнего тайла для победы.
шантен (шантен) — число замен в руке, которые нужно произвести для выхода в темпай.
исянтен (ишантен) — в одном тайле до темпая.
ряншантен — 2 тайла то темпая.
уке-ире — общее количество аутов, которое уменьшает число шантен на единицу.
(подробнее про значение числа шантен и использование уке-ире читайте в статье про пайри)
цумо — взятие со стены, или выигрыш на взятии в свой ход.
наки — заявки или объявления, т.е. открытие сетов в руке. Например, «чи» — это наки для сюнцу, т.е. сюнцу, собранный с другого игрока.
куитан ари — таняо может быть собрано в открытой руке.
сюги — правило, по которому даются очень большие бонусные очки за ака-доры, ура-доры и иппацу. Используется в некоторых дзянсо. Например, стоимость иппацу, урадоры и акадоры — 1 чип. Если выигрыш по цумо, чипы выплачивает каждый из игроков, стоимость чипа обычно 2000—5000 очков. Так, если в руке 2 акадоры, 1 урадора и выигрыш по иппацу, это 4 чипа, а если с такой рукой выиграть по цумо, получим по 4 чипа с каждого. При стоимости чипа в 5000 тысяч, получается 60000 очков — японцам так веселее ;)
судзи (октавы) — тайлы, которые завершают ожидания в рянмены: 1-4-7, 2-5-8 и 3-6-9.
кабе (стена) — ситуация, когда игроку видны все четыре одинаковых тайла.
(подробнее про судзи и кабе читайте в статье по бетаори)
Глава 1 - С чем едят яку
Одна из наиболее интересных частей маджонга — это сбор яку. Любой будет рад победить по якуману или с редким или сложным яку, например:
+
Тем не менее, слишком сильная нацеленность на сбор яку заставляет задуматься об уровне игрока.
Пример 1.1
+ дора:
В такой руке глупо скидывать , чтобы собрать 234 саншоку. Если вытянуть или , саншоку развалится. Сброс тоже является не очень хорошим выбором, серединка на половинку. Следует скинуть кантян и собирать таняо с пинфу (танпин).
Новички часто говорят, что не могут собрать яку, но, по моему опыту, больше игроков, которые играют неправильно — со слишком сильным расчётом на яку. Особенно выделяются игроки, пытающиеся собирать хоницу или тойтой практически из любой исходной руки. Отсутствие темпая у них после трёх чи или понов не такая уж и редкость.
Маджонг прежде всего основывается на форме. В первую очередь следует думать о том, как собрать три менцу (три любых сета) и пару. Яку не следует собирать в ущерб скорости.
В маджонге существует около 40 разных яку, но обычно из них собирают примерно треть. Прочие яку следует считать непригодными для использования. Самым ярким примером является санканцу: слишком низкая стоимость за большую сложность. И даже наоборот, часто бывает, что увеличение числа дор помогает другим игрокам получать байманы за руку только с риичи. Подобные, скорее вредные, чем полезные яку никогда не следует пытаться собирать намеренно.
Рассмотрим частоту разных яку в реальных играх. Вот статистика для 20000 игр по правилам куитан ари с сайта tenhou.net:
яку | частота сбора | ранг |
---|---|---|
риичи | 42,6% | A |
якухай | 38,7% | A |
пинфу | 22,5% | A |
таняо | 21,2% | A |
хоницу | 6,1% | B |
иппейко | 5,0% | B |
саншоку | 4,3% | B |
читой | 3,0% | B |
тойтой | 2,9% | B |
иццу | 1,7% | C |
чанта | 1,2% | C |
сананко | 0,8% | C |
чиницу | 0,8% | C |
прочие | менее 0,5% | D |
В маджонге много яку, но из них часто получаются лишь несколько. Следует уделить особое внимание теории и методам сбора яку ранга B и выше в таблице. Редкие яку с частотой менее 0,5% можно в основном спокойно игнорировать.
Вывод:
Между сложностью яку и их стоимостью баланс присутствует далеко не всегда. Не стоит гнаться за сложными яку.
Глава 2 - С чем едят яку II
Яку — естественный феномен.
Проще говоря, яку нужны не для намеренного сбора, они получаются естественным путём. Способ игры, при котором, глядя на свою руку, заранее определяешь её конечную форму и яку и скидываешь все неподходящие тайлы, называется кимеути. Так не следует играть ни в коем случае. В маджонге невозможно самому выбрать тайлы, которые будут приходить из стены. Нет никакой связи между желаниями игрока и приходящими тайлами. Соответственно, в маджонге приходится собирать руку, подстраиваясь под то, что приходит. Кимеути — плохой стиль игры.
Пример 2.1
+ дора
Допустим, в начале игры приходит такая вот слабая рука. Те, кто начинают игру со сброса доры в попытке собрать кокуши — лузеры. Игнорирование шанса на читойцу с дорами с первого же хода — это как называется? Даже если собирать кокуши мусо, следует начинать со сброса или , если игра без акадор, оставляя шансы на чанту или читойцу.
Если акадоры есть, стоит сбрасывать с . Если вы — дилер, то сброс надо начинать с в любом случае: даже с такой стартовой рукой можно легко выиграть, например, с якухаем. Всё должно определяться тем, какие тайлы придут в дальнейшем.
Положительных сторон у кимеути фактически нет. Не будем своими руками уничтожать будущие возможности. Самый лучший стиль игры — подстраиваться под свою руку, а не подстраивать её под себя.
Плюсы яку.
Есть тенденция считать, что смысл яку в увеличении стоимости руки. Это не так. В современном маджонге большие плюсы к очкам дают доры, акадоры, сюги. Поэтому яку нужны, чтобы можно было играть в открытую.
Пример 2.2
Кажется, что это удачная игра — ещё бы, выигрыш с тремя акадорами. Но это произошло только потому, что я бросил всё на сбор хоть какого-нибудь яку: даже после сброса пары (был южный раунд) и пары на руках оставался — ветер игрока. Игра была с сюги, поэтому, получив две акадоры в стартовую руку, хотелось выиграть во что бы то ни стало. Но если играть в закрытую, то до темпая такой руке уж слишком долго. В таком случае, собрав простое яку — таняо или якухай, нужно завершать руку открытой.
Наки в маджонге с акадорами — очень важный аспект игры.
Есть яку = можно делать наки = быстрый сбор руки.
Это формула современного маджонга.
Использование всего, в том числе и яку, для подъёма скорости — вот современная школа маджонга. Например, важность и влияние таняо заключается в том, что с ним можно свободно разыгрывать открытую руку.
Минусы яку.
Минусы разнятся в зависимости от яку, но основным недостатком большинства яку является уменьшение уке-ире.
Пример 2.3
+
Здесь, естественно, стоит сосредоточиться на сборе саншоку, скинув .
Пример 2.4
+
Но в данном случае прицел на саншоку нанесёт сильный удар по уке-ире:
Дискард | Ауты | Число аутов |
Комментарий |
---|---|---|---|
16 |
возможно |
||
12 |
прямой путь |
||
19 | |||
23 |
темпай наиболее |
Конечно, если собрать саншоку, сильно вырастет стоимость руки. Но для этой руки наилучшим выбором будет сбросить и получить наибольший уке-ире для темпая.
В тех случаях, когда приходится жертвовать стоимостью (яку) или скоростью, в большинстве случаев стоит сосредоточиться на увеличении скорости сбора руки, это в итоге даст лучшие результаты.
Ещё один минус яку заключается в создании ограничений на приходящие тайлы, пригодные к использованию. Если дора из пинов, то собирая хоницу на соу, ей воспользоваться не получиться. При сборе чанты очень неприятен приход акадоры. Или при риичи на читойцу бывают случаи, когда приходит третий тайл из какой-нибудь пары.
Важно понимать, что яку могут сильно замедлить руку.
Глава 3 — Якухай
Великолепие якухая заключается в том, что он не ставит прочих ограничений на руку. Таняо или пинфу тоже просты для сбора, но с ними появляется ограничение на вид всех 14 тайлов руки. Якухай — единственное яку, позволяющее выполнить условие на наличие хотя бы одного фана в руке всего за три тайла. Вдобавок его можно собирать в открытой руке.
Якухай — самое часто собираемое яку в реальных играх. Умение правильно обращаться с дзихай вместе с хорошим навыком наки имеет прямое влияние на количество выигранных раундов.
Оставляем ценные тайлы.
В начале раунда тайлы обычно скидывают в такой последовательности: чужие ветра — ценные тайлы — ненужные супай. Но если рассчитывать на якухай, лучше вначале скинуть ненужные супай, а лишь затем ценные тайлы, если это возможно.
Пример 3.1
В такой лучше сбрасывать , а не или .
Пример 3.2
Здесь уже есть два менцу, и два тацу с ожиданием в рянмен. В такой ситуации нет особого смысла сохранять. Намного приятнее получить второго , чем ещё одно тацу. Поэтому, если нет проблем с ожиданиями на или , из этой руки надо сбрасывать .
Выбор между якухаем и таняо.
В большинстве случаев таняо лучше. Если игра идёт с правилом куитан ари, то на таняо легче делать наки, также его можно совместить с пинфу или другими яку.
Пример 3.3
+ дора:
В этом примере лучше сбросить пару и собирать таняо.
Пример 3.4
+ дора:
Но здесь гарантий таняо нет: можно вытянуть . Поэтому лучше оставить пару и сбрасывать или .
Вывод: если размер ожидаемого выигрыша одинаков, лучше не собирать яку, которое может не получиться, а остановиться на получаемом гарантированно.
Якухай и наки.
Как правило, нет ничего страшного в том, чтобы делать наки на якухай и на первом выходящем тайле из двух оставшихся. Хотя обычно советуют пропустить первый тайл и делать наки только на втором, но, по-моему, это слегка устаревшая тактика.
- Во-первых, выигрыш с дешёвой рукой разрушает шансы противников на сбор их рук и лишает их очков. В дешёвых быстрых руках есть свои преимущества, зачастую превышающие стоимость самой руки.
- Во-вторых, в маджонге с акадорами есть приличные шансы получить много очков даже за открытую руку, набрав дор и акадор.
- В-третьих, и это самое важное, большинство современных игроков играет с упором на скорость, можно не успеть собрать руку, если ждать второго из оставшихся тайлов.
В итоге, даже среди лучших игроков множество случаев понов якухаев при первой же возможности. Принято считать, что наки на первый тайл — некрасивый стиль игры или что при этом игрок чересчур рвётся собрать простое яку. Не позволим подобным устаревшим предрассудкам связывать себе руки. В современном маджонге пон якухаев обычно делается на первый выходящий тайл.
Но есть одно «но». Если рука имеет отличные шансы быть собранной в закрытую, как в примере 5, или наоборот, в руке куча мусора, как в примере 6, лучше не делать наки на первый тайл.
Пример 3.5
Пример 3.6
Вывод: стоит ждать второго ценного тайла прежде, чем делать пон, в случаях, когда рука очень хорошая и быстрая, или в случаях, когда рука очень плохая.
Глава 4 — Пинфу
Пинфу — одно из самых простых в сборе яку. Если собирать руку с учётом вероятности прихода тайлов, чаще всего получается именно пинфу.
Путь к рянмену.
Пинфу состоит из одних сюнцу, и в конце руки ожиданием должен быть рянмен. Поэтому создание рянменов — основа получения пинфу.
По теории кантян лучше пентяна, поэтому нужно скидывать . Если придёт , в пинах образуется рянмен, и пинфу получается гарантированно. Даже если придёт , образуется рянкан и увеличится уке-ире. С пентяном изменений такого рода произойти не может.
Пример 4.1
Здесь выбор идёт из пары кантянов. Рассмотрим для них возможность апгрейда до рянмена. В кантян в манах можно вытащить и , и , чтобы он стал рянменом. Для кантяна в пинах подходит только . Поэтому нужно сбрасывать кантян пинов :
+
Если в процессе сброса придёт , лучше будет сбросить . Поэтому сброс кантяна следует начинать с .
Рянкан.
Рянкан — два пересекающихся кантяна, например, .
Для получения сюнцу нужно вытянуть или . Поэтому рянкан хорошая форма, из базовых уступающая только рянмену. Правильное ее использование позволяет легче собирать пинфу.
Пример 4.2
+
В такой руке правильным ходом будет сбросить и получить рянкан в пинах. Если сбросить, например, , уке-ире не меняется, но сброс позволяет повысить вероятность пинфу и является более выгодным с точки зрения ожидаемого выигрыша.
Сброс пар.
Если в руке есть пара из ценных тайлов, то пинфу собрать не получится.
Пример 4.3
+
В такой руке нужно сбрасывать пару , несмотря на то, что это ценные тайлы. Прицел идёт на таняо с пинфу (танпин). Если сделать пон , получим всего 1000 очков — мало для такой руки. Здесь нужно стремится к ментанпину и большому выигрышу. Стоит запомнить, что часто бывают ситуации, где нужно сбросить пару, чтобы можно было собрать пинфу.
Пример 4.4
+
Это известная задача. Есть существенная разница между сбросом и . Если подрезать , в манах получится: , и появится уке-ире на . Рянмен, совмещенный с кантяном, встречается довольно часто. Стоит уделять внимание тому, чтобы случайно не пропустить такой случай.
Пример 4.5
+
Будет довольно глупо скинуть в такой руке . Лучший выбор — сброс пары . Если вытянуть , будет ишантен на пинфу, если вытянуть или , тоже можно собрать пинфу. Если уж говорить про сброс пар, то в такой руке, в общем, можно сбрасывать и , но тогда не будет возможности улучшения до рянмена, кроме взятия . Можно оставить и одинокую в руке, но в таком случае дискард легче читается, и мы лишаемся безопасных тайлов, поэтому такое развитие руки я порекомендовать всё же не могу.
Глава 5 — Таняо
Основная фишка таняо в том, что его можно собрать в открытой руке. В последнее время в маджонг-клубах с большим количеством акадор силу таняо не сравнить ни с чем. Только и слышишь: «Таняо, дора, ака, ака. 8000!» Не очень-то приятно, если это произносишь не ты! Периодически приходится сбрасывать руку для защиты от открытого таняо, как бы жалко это не выглядело. А в клубах, где играют с сюги, таняо становится сильнейшим яку.
Как собирать таняо.
Таняо не только просто собрать, оно легко совмещается с другими яку и очень удобно в использовании. Поэтому важно играть, постоянно задумываясь, можно ли собирать таняо из имеющейся руки.
Пример 5.1
+
Здесь нужно сбрасывать из пары . Если придёт , вполне возможно получить танпин, а если будут или , может и таняо с саншоку сложиться.
Пример 5.2
+
Тут стоит поменять на . Если придут или — будет таняо.
Фиксируем таняо.
Пример 5.3
В такой руке получается избыток менцу: два готовых и три тацу. Какое из тацу нужно сбрасывать? Очевидно, — если в него придёт , получится темпай без яку.
Пример 5.4
+
Если думать только о вероятности и величине уке-ире, надо сбрасывать , однако обычно в такой ситуации сбрасывают . Получается гарантированное таняо. Если что, можно и в открытую сыграть. В такой руке также может сложиться саншоку: 567 или 456.
Думаем об игре в открытую.
Пример 5.5
На рисунке из примера с точки зрения уке-ире нужно сделать цумогири: . Но в реальной игре я сбросил . В конце игры, будучи орасу и на последнем месте по очкам, хочется собрать руку во что бы то ни стало, поэтому открытый таняо — неплохая идея. Если дискардить , то после пона или получится темпай, в котором можно выигрывать только в одну сторону: или .
В итоге удалось собрать руку на 5800 очков:
рон:
Глава 6 — Одноцветные руки I
Одноцветные руки, особенно хоницу, важны чрезвычайно. Можно легко получить 3 хан в закрытой или 2 хан в открытой руке. С точки зрения очков более полезных яку нет. Несмотря на отрицательную сторону — сбор такой руки хорошо виден противникам — к ней стремиться очень даже стоит. Также это одно из немногих яку, которое можно собирать прямо из исходной руки, если есть предпосылки.
В этой главе рассмотрим случаи, в которых стоит собирать одноцвет. В качестве параметров, кроме тайлов в руке, обычно стоит учитывать ситуацию на столе, текущий ход и количество имеющихся очков. Но сейчас будем считать, что идет самое начало раздачи первого востока, когда можно учитывать только состав руки при принятии решений.
Пример 6.1
+ дора:
В руке одиннадцать тайлов соу, форма также великолепна. Пара с края и соединенные последовательно в линию тайлы с по . Рука практически просит нас: «Собери из меня чиницу.» Если идет не завершающая стадия раздачи, собирать чиницу нужно.
Принимая во внимание защиту в дальнейшем, скидывать следует с . Конечно, считая, что придёт , и получится рянмен , следовало бы скидывать с . Но в такой руке рянмен в манах не нужен и даже неприятен.
Пример 6.2
+ дора:
Нельзя сказать, что всегда нужно собирать одноцветную руку, если тайлов этой масти с десяток или больше. В текущем примере есть десять пинов, но нужно играть по учебнику — просто сбрасывать . С такой рукой надо собрать пинфу с риичи и дорой. В зависимости от приходящих тайлов может выйти и таняо, саншоку или иццу. Не стоит урезать в одну масть руку, в которой и так множество возможностей.
Играть с мыслями: «Можно собрать одноцвет, значит, надо собирать одноцвет», — опасно. Сброс уже готовых менцу в попытке окрасить руку — обычно признак слабой игры.
Вывод: не стоит собирать одноцвет в руках, которые могут без этого обойтись. Сброс готовых менцу практически всегда строго воспрещён!
Пример 6.3
+ дора:
Однако в риичи-маджонге из любого правила есть исключение.
В примере 6.3, если собирать хоницу, потенциальный выигрыш станет намного больше, а сама рука в открытую выглядит весьма перспективно. Из такой руки скинуть менцу не будет ошибкой.
Тем не менее, подобные исключения редки. При равном количестве очков у всех игроков практически не бывает рук, которые стоит насильно окрашивать.
Пример 6.4
+ дора:
Если есть две пары ценных тайлов, из большинства рук стоит собирать одноцвет с расчётом на манган. В руке выше есть тацу с дорой, но собирать следует, конечно, хоницу из соу.
Тем не менее, одно замечание: часто можно видеть новичков, которые начинают в таких случаях со сброса доры. Это перебор. Недостаток хоницу в том, что его легко вычислить. Сброс кантяна с доры привлекает внимание противников. Понимая, что идёт сбор хоницу из соу, они начинают играть осторожней. Раз уж пришла хорошая рука, нужно не выделяться и сбрасывать , не привлекая внимания. Возможно, чуть легче станет выиграть раунд. Даже если мы уже решили собирать одноцвет, в руку ведь может и на следующем ходу прийти.
Вывод: если есть две пары якухай тайлов, при возможности стоит собирать хоницу на манган.
Пример 6.5 (будем считать, что юг не дает нам якухая)
+ дора:
Откровенно говоря — это говнорука. Но я в этом случае буду собирать хоницу из соу. И начну с дискарда . В любом случае, с такой рукой выигрыш обычно не светит.
До хоницу тут далеко, велика вероятность того, что возникнет необходимость сбрасывать руку для защиты. Начав со сброса средних тайлов, можно немножко насторожить противников и заодно оставить побольше безопасных тайлов на потом. С точки зрения блефа наки привлекает внимание сильнее, но с точки зрения защиты — это не лучший вариант. Если у противника сильная рука, он продолжит её собирать, без особой оглядки на противников. Эффективность блефа в маджонге не так уж и велика.
Если в руку не зайдет второй или , о выигрыше можно особо и не думать. Новички с такой рукой делают пон с первого же вышедшего , не обращая внимания на то, что эта рука не выигрышная. Ничего страшного не случится, если с такой рукой не выиграть, нужно понимать это.
Вывод: сбор тяжёлого хоницу — один из планов для защиты. Если победы на горизонте не видно, не стоит открывать руку понапрасну.
Глава 7 — Одноцветные руки II
Путь к хоницу.
Пример 7.1
В примере, после пона , по теории нужно сбросить , чтобы, оставив , после можно было перейти к хоницу:
+
Если такая ситуация сложилась ближе к началу игры, сделав пон на или , можно не останавливаться в темпае, а сбрасывать и собирать хоницу.
Пример 7.2
+
Здесь мы выбираем ожидание для темпая. Стоит остановиться на танки, несмотря на меньшее количество выигрышных тайлов, потому что, вытянув любой тайл достоинства или пинов, мы получим хоницу:
+
Например, с получаем идеальное трёхстороннее ожидание.
Предупредительный выстрел.
Обман и запутывание противников — устаревшая тактика, но с хоницу такая игра иногда бывает полезна.
Пример 7.3
Все нужные тацу собраны. Вместо очевидного сброса стоит сначала скинуть . Выглядит чересчур хитро, но заметить хоницу становится сложнее. Пример приведён для взятия из стены, но если вытянуть , нужно будет скидывать .
Путь к сильной форме.
При сборе одинаковых тайлов форма усложняется. Иногда встречаются люди, силящиеся определить ожидание закрытого чиницу, находясь в глубоком раздумье, разделив руку на сеты по три тайла. К таким вещам нужно привыкать постепенно.
Пример 7.4
+
Например, сомнения могут возникнуть при такой форме. Здесь нужно подрезать , тогда ожидание будет на . В реальной игре люди часто не замечают собственных понов и могут выбрать ожидание на , хотя выигрышных тайлов в таком случае остаётся не более пяти.
Пример 7.5
+
Стоит заранее запомнить основные сложные ожидания. Сейчас в руке уже трёхстороннее ожидание: , но получив , стоит скинуть и ждать на . Так может сойтись иццу — яку, про которое часто забывают.
Глава 8 — саншоку
Саншоку, бывшее когда-то основным яку, в современном маджонге стало лишь вспомогательным. Тем не менее, это относительно простое яку на 2 фана, поэтому собирают его довольно часто. Существует довольно много методов сбора саншоку, зачастую довольно вычурных, но из них в реальных играх часто используются лишь некоторые. Более того, важно не собирать саншоку, важно его случайно не проглядеть.
Слайдинг.
Основой сбора саншоку является сдвиг сюнцу всех мастей в сторону.
Пример 8.1
В примере показан обычный ишантен на пинфу. Но если с такой рукой вытянуть , то сбросить нужно . Тогда к руке добавится саншоку 456. Аналогично, вытянув , нужно сбросить . В этом случае саншоку будет на 234. Метод прост, но является основным для сбора саншоку.
Весы.
Это довольно широко известный способ сбора саншоку.
Пример 8.2
В такой руке нужно сбрасывать пины, если задумываться только о вероятности. Но правильным ходом на самом деле является сброс :
Из получившейся формы можно собирать как саншоку 678, так и 789. Однако в реальных играх такая возможность встречается довольно редко.
Польза от лишних тайлов.
Пример 8.3
+
Здесь нужно выбрать, какую именно пару сбросить. Верный ответ — :
+
Если придёт , оставшаяся очень даже пригодится. Правильное использование лишних тайлов очень часто помогает собирать яку.
Пример 8.4
+
Самой ненужной выглядит , но это материал для 123 саншоку. Здесь лучше сбросить .
Глава 9 — руки с парами I
В первой части рассмотрим выбор между тойтоем и читойцу.
6 пар.
Переделывать темпай читойцу на тойтой — плохая игра. Если противник сбрасывает тайл нам на пон, не объявляем. Дождавшись хорошего тайла на ожидание в пару, кидаем риичи.
Пример 9.1
Если в начале игры такой темпай, разговор, конечно, совсем другой. Но в случае менее необычной ситуации разменивать темпай читоя на ряншантен тойтоя, делая пон, просто глупо.
Вывод: не нужно насильно переделывать темпай читоя в тойтой.
5 пар.
Пять пар в руке являются своеобразной точкой бифуркации. Если говорить о тайлах, оставшихся до темпай, то для читоя у нас ишантен, для тойтоя ряншантен уже после пона. Но если делать читой, вытащить второй тайл к одному из оставшихся трёх нужно со стены. Путь от ишантена к темпаю может занять много времени.
В зависимости от руки, бывают ситуации, когда можно и увеличить число шантен, выбрав тойтой.
Пример 9.2
дора:
Это как раз один из таких случаев: много тайлов, на которых легко будет объвить пон, есть пара ценных тайлов. Тайлы, на которые легко делать пон, это те, которые чаще сбрасывают: терминалы и достоинства. Тайлы 2-8 также сбрасывают немного чаще остальных. Центральные тайлы 34567 в руке использовать легче, поэтому сбрасывают их реже, поны и чи на них получить сложнее. Кстати, это одна из причин редкости комбинации таняо-тойтой.
Вывод: наки делать легко на 1, 9, ветрах и драконах, а сложно на 3, 4, 5, 6 и 7.
Пример 9.3
дора:
Руку из примера в открытую играть не стоит. Выигрыш, видимо, будет всего 2600, много тайлов, на которые сложно сделать пон.
Дёшево, выиграть сложно, безопасных тайлов мало. Это образец глупой игры в открытую.
Вывод. Ишантен читоя можно переделать в тойтой, если выполняются следующие условия:
- достаточно тайлов, на которых легко делать пон,
- можно будет выиграть на 3900+ очков,
- идёт ранняя стадия раунда.
Пример 9.4
дора:
Что насчёт такой руки? Делать поны будет сложно, но я считаю, здесь можно сыграть и в открытую. В такой руке, даже если не получится тойтой, есть страховка из якухая или таняо. А сделав пон, нужно будет сбросить . В зависимости от ситуации в дальнейшем, либо продолжаем делаем тойтой на 5200, либо удовлетворяемся 1000 очков.
Сразу сбрасывать вместо хаку не стоит. Это слишком самоуверенный стиль игры.
4 пары и анко (закрытый пон).
По теории следует сохранять ряншантен на сууанко.
Пример 9.5
+
То есть в приведенном примере следует сбрасывать , или . Тогда получаем ишантен на читой с уке-ире на 6 тайлов, а если противник скидывает подходящий тайл, делаем пон и собираем тойтой.
Сравнивая ишантены, для тойтоя намного легче выйти в темпай, чем для читоя. Также имеется шанс на сананко или сууанко, поэтому оставляем тайлы и на тойтой.
Вывод: один анко — это точка выбора между тойтоем и читоем. Сбрасывают подходящий тайл — кричим «Пон!»
Но есть одно «но». Если для одной из наших пар оба оставшихся тайла уже скинуты, и, значит, третий в неё никак не получить, нужно просто сбрасывать и оставлять только читой. Не стоит задумываться о якуманах при таких безнадёжных шансах.
Глава 10 — руки с парами II
Развилка на читой.
Обычно при равном шантене в обычную руку (4 менцу + пара) шире уке-ире, и легче получить темпай, чем в читое. Если шантен для обычной руки меньше (например, ишантен обычной руки и ряншантен читоя), нужно остановиться на сборе обычной руки.
Пример 10.1
+ дора:
Здесь нужно сбрасывать , не обращая внимания на читой.
Пример 10.2
+ дора:
А как лучше сыграть тут, когда ишантен на читой и ряншантен на обычную руку? Для обычной руки нужно сбрасывать . Для читоя — (это указатель на дору, их осталось не больше двух). Или другой тайл, которых осталось мало.
Раньше считалось, что нужно решать и выбирать любой из них. Но сейчас принято играть, оставляя шансы собрать и то, и другое. То есть здесь надо сбрасывать . Это задел на таняо, две доры, но взяв , или , получаем темпай на читой. Не стоит этим пренебрегать. Кто-то может сказать, что это слишком нерешительно, но я считаю, что сброс — верный ход.
Пример 10.3
+ дора:
Если думать только об обычной руке, надо сбрасывать взятую , но лучше будет снести , оставив шансы и на то, и на другое.
Вывод: в тяжёлой обычной руке с обилием кантянов и пентянов стоит оставлять возможность читоя.
Пример 10.4
+ дора:
А что в этом примере? Если оставлять и то, и другое, нужно сбрасывать . Это неплохой ход. Но здесь рука очень хорошая и с точки зрения сбора сюнцу, даже если оставить возможность читоя, в итоге скорее всего получится обычная рука из менцу. Таким образом, лучше всего скинуть , зафиксировав менцу с дорой и остановившись на обычной руке.
Ожидание на пару.
Пример 10.5
+
Обычно считается, что если есть возможность сделать риичи, нужно это делать сразу. Но в данном примере это будет сомнительным решением. С любым имеющимся ожиданием выиграть сложно. Даже если есть и ещё не вышла , ждать на глупо. Ожидание в пару — ожидание всего на три тайла. В таком случае не стоит ждать на тайл, с которым вряд ли получится сделать рон.
Рассмотрим тайлы по качеству ожидания на пару.
- Дзихай. Естественно ждать на тайл, который часто сбрасывают. Особенно хорошо ждать на тот, один из которых уже сброшен. Во-первых, он кажется противникам безопаснее. А во-вторых, намного меньше вероятность того, что он кому-то пригодится в его руке.
- 1 или 9. Точно так же, сбрасывают их часто. Ожидание на 2 или 8 тоже неплохое.
- Судзи. Если нацеливаемся на рон. Здесь, естественно, лучше сбросить 4 и ждать на 1, чем сбросить 4 и ждать на 7.
- Кабе (стена). Если всем видны четыре тройки, нужно ждать на 1 или 2. Это даже лучше, чем судзи. Кстати, даже если тройки видны не всем (например, пара у себя в руке), вероятность выигрыша повышается, поскольку меньше шансов, что противник сможет использовать 1 или 2 в своей руке.
- Дора. Не объявляя риичи, 6400 очков. Цумо с риичи — ханеман. Если хочется большого выигрыша.
С ожиданием в пару проще надеяться на рон. Особенно хороши ожидания на посторонний ветер, один из которых уже сброшен кем-то.
Пример 10.6
+
Пусть ни одной ещё не сброшено, а один уже есть в чужих сбросах. Здесь нужно объявлять риичи с ожиданием на . Количество тайлов ожидания — 3 и 2 соответственно, но по простоте выигрыша просто небо и земля.
Вывод. При ожидании в пару нужно дождаться того тайла, на котором легче выиграть.