ИМХО, многие неправильно понимают риичи-маджонг. Вероятнее всего, это из-за нашего западного шахматного мышления. Мы привыкли с каждым ходом упрощать ситуацию, привыкли, что фигур остается всё меньше, а связи между ними всё слабее. В игре го Европа так сильно отстает от стран Азии именно поэтому. Однако маджонг, по крайней мере японский, тоже требует преимущественно синтетического мышления, а не аналитического.
Так называемый дигитальный подход к игре, где упор делается на расчет вероятностей и который противопоставляется эзотерическому, где требуется буквально угадывать изменяющийся поток тайлов, не является сухой шахматной игрой, как многие думают. Крайне важно уже на начальном этапе обучения риичи-маджонгу начать воспринимать руку не как набор тайлов или сетов, а как единое целое. И уже исходя из целостного восприятия решать, что же сбросить. Часто (но не всегда) решения, принятые при подобном подходе, будут также и математически самым эффективными.
Ну например, первая сдача ханчана, вы на западе, и стартовая рука выглядит так:
первое взятие:
дора: .
Это реалистичный пример (я закрыл глаза и потыкал мышкой в тайлы). Попробуйте представить все возможные варианты ее развития, найти все яку-комбинации, которые здесь можно получить. Вот что вышло у меня: хоницу в манах, иццу там же, пинфу, якухай, любая закрытая рука с риичи. Негусто, но больше особо выбирать не из чего: тут нет пар для читоя, нет потенциала на саншоку, далеко до таняо или чанты. Зато есть ака, которая фактически уже встроена в руку, есть шанс получить , которая не только даст потенциал на иццу, но и образует трехстороннее танки, избавляя нас от необходимости ловить пару в другом месте руки.
Главное, сразу, еще до первого хода всё это ясно увидеть, осознать, прочувствовать и... выбрать такой сброс, который минимально сокращает число возможных вариантов развития руки в дальнейшем. Очевидно, что первый сброс не в манах, очевидно, что это и не достоинства, т.к. они могут вести к якухаю. Выбор сводится к , и . Последняя по определению лучше терминала, поэтому ее мы пока оставим, а скинем что-то из двух других тайлов. На первый взгляд разницы между ними нет, однако... она есть. Не переживайте, если вы сейчас не можете ни понять, ни почувствовать этого — в маджонге тоже нужен опыт, который приходит только со временем.
Правильный выбор , потому что при получении и форма в пинах будет выглядеть так: , если же сбросить сразу - такого варианта не останется, так как начальная форма не симметрична, несмотря на симметрию 1-цы и 9-ки.
Конечно, получение и , и - это не то, на что вы рассчитываете, выбирая для сноса , однако именно этот выбор отличает первоклассного игрока от посредственного.
***
По мере развития руки иногда будут появляться новые варианты, которых не было в стартовой руке — важно не пропустить их. Однако чаще количество вариантов по мере уменьшения числа шантен вам придется сокращать. Очень важно при этом понимать, от чего вы отказываетесь и что взамен получаете. Вот лишь некоторые достаточно часто встречающиеся ситуации:
- Отказываетесь от стоимости ради скорости.
- Отказываетесь от скорости ради стоимости.
- Отказываетесь от руки ради защиты.
- Отказываетесь от защиты ради шанса улучшить итоговое место.
- Отказываетесь от доры ради темпая.
- Отказываетесь от иццу ради саншоку (наоборот бывает, но гораздо реже).
- Отказываетесь от раннего якухая ради возможности объявить риичи.
- Отказываетесь от рона на 1000 в конце сдачи ради выплаты за темпай.
Уверен, вы и сами способны придумать множество подобных игровых моментов. Но гораздо важнее пойти открыть свои реплеи и попытаться найти те ситуации, где в процессе игры вы не заметили наличие альтернативы и приняли решение, как минимум, не располагая всей полнотой информации о ситуации, а как максимум — выбрали не самый лучший из всех возможных вариантов.
Невероятное значение имеет умение подобным образом самостоятельно анализировать собственные игры, потому что это единственный способ избежать предвзятости и скепсиса других игроков, мнения которых обязательно разделятся и редко будут совпадать с принятым вами решением. Главное — быть честным с собой и четко понимать, ради чего вы вообще играете в японский маджонг.
PS
Помните, что руку в риичи-маджонге создаете вы, но не вы решаете какой ей быть.
На самом деле интересная тема. Я бы еще запилил бы какой-нибудь опрос (через лички) игроков на тему того, что их привлекает/чего они ждут/чего можно достигнуть играя в риичи. Вроде личного мнения 10-15 человек (по абзацу на каждого). Слепить их в целом, потом подвести какую-то статистику и прочее. Думаю, это было бы интересно.
Очевидности расписываешь. Как правило, самые «судьбоносные» для руки сбросы бывают при переходе с трёх до двух шантен.
>Я бы еще запилил бы какой-нибудь опрос (через лички) игроков на тему того, что их привлекает/чего они ждут/чего можно достигнуть играя в риичи.
Атмосфера Тесудзи, ахаха. Если ты понимаешь, о чём я.