Объясню на примере покера (холдема). Если вы не знаете правил — еще лучше. Вот они в двух словах. Играет от 2 до 10 человек. Каждому сдают по 2 карты, после чего все по очереди делают ставки. Дальше открывают 3 общих карты стола и снова делают ставки таким же образом, открывают 4-ю карту стола, снова ставки, потом 5-ю и последний раз делаем ставки. В любой момент можно отказаться от игры и сбросить карты, но все поставленное до этого будет проиграно. Ставить можно сколько угодно, но не меньше размера предыдущей ставки. Побеждает тот, у кого лучше комбинация из 5 карт (можно использовать свои 2 и общие 5), т.е. две пары лучше одной, сет (три одинаковых карты) лучше двух пар и т.д.
В целом не так уж и важно, знакомы ли вы с покером или нет. Попробуйте сейчас выделить самую суть игры из описания выше. Лучшая комбинация? Нет. Ставить сколько угодно? Это тут не при чем. Размер предыдущей ставки? Уже намного лучше, но всё равно чуть-чуть мимо. Правильные ключевые слова: «по очереди». Если бы все делали ставки одновременно, т.е. вслепую, не зная действий других игроков, то покер был скучной рулеткой. Возможно, вам не удалось сходу увидеть главное, но это нормально, понимание всегда приходит с опытом, и пока вы его не накопите (или не прочтете нескольких статей по теории), игра будет казаться вам большим рандомом. Вам поначалу даже может казаться, что победителя всегда определяют случайно выпадающие карты, а не действия других игроков, на которые можно влиять, используя порядок и размер ставок.
С японским маджонгом — риичи — всё то же самое, что и в примере выше. Только с несколькими отличиями:
- Раздачи в маджонге длятся ощутимо дольше, а, значит, опыт вы будете получать медленно.
- Сложность правил и взаимодействий на порядок выше — вам трудно выделить самое важное.
- Статей по теории риичи на русском крайне мало — на этом сайте опубликованы все, что есть.
Понять японский маджонг гораздо сложнее, чем покер. Очередность хода тут хотя и важна, иногда может быть нарушена, а любой одиночный дискард имеет весьма малое влияние на ход раздачи. Вероятно, в риичи просто не существует какого-то единого механизма, на который можно было бы указать со словами: «Вот вокруг чего всё вращается». Отчасти правы мастера старой школы, приверженцы теории потока: сбрасываемые тайлы с каждым кругом всё сильнее влияют на то, какие тайлы будут сброшены далее, ведь все игроки ориентируются на общие дискарды и таким образом складывается течение раздачи. Однако современная школа маджонга утверждает, что зависимостью захода со стены от дискардов в большинстве случаев, а на ранних этапах раздачи — всегда, можно пренебрегать, что тоже не лишено смысла. Очевидно тут лишь одно — если трое за столом следуют одной общей концепции игры, четвертый оказывается в невыгодной ситуации, если не следует ей. С другой стороны, подходов к игре много больше, чем два указанных выше, и бывают ситуации, когда именно следование противоположной концепции будет давать преимущество.
Интернет тоже сильно повлиял на манеру игры в риичи. С одной стороны, он позволил играть больше игр большему числу людей и дал возможность накапливать и анализировать статистику (откуда и произошел дигитальный подход, основанный на подсчетах), с другой, постоянно новые противники и невозможность видеть их эмоции не дают ни подстроиться под чужие ошибки, ни определить степень готовности руки по поведению. Таким образом, интернет, хотя и несколько обесцвечивает японский маджонг, позволяет глубже изучить игру в риичи, но, разумеется, нет гарантии, что тот рецепт успеха, который будет найден в сети, окажется столь же эффективным и в реальных играх.
Совет, который я могу дать, всем вам хорошо известен: играйте чаще и больше, читайте статьи, пробуйте разные подходы к игре.