Ума и ока восходят к азартному прошлому риичи-маджонга, когда играли в основном на деньги. Конечно, существовали и другие способы расчетов между игроками после ханчана, но именно механизм умы и оки является наиболее справедливым способом распределения очков в соответствии с занятым местом. По этой причине он активно используется сегодня в спортивном риичи, а также на всех онлайн серверах.
1. Ока
Ока — это выплата первому месту депозита, который делается всеми игроками в равных долях перед началом ханчана. Обычно ока составляет 5000 очков из базы в 30000, отсюда и всем нам хорошо известные стартовые 25000.
Именно оке мы обязаны правилу, по которому, если ни один игрок не выходит за 30000 очков к концу южного раунда в ханчане, дополнительно играется следующий — западный раунд. Фактически требование выйти за 30000 очков означает, что необходимо отыграть депозит в 5000 очков.
2. Ума
Ума — это ранговые бонусы, пропорциональные выплаты между местами. Как правило, ума составляет 10/20, это означает, что игрок на третьем месте заплатит второму месту 10000, а первое место получит 20000 от четвертого.
3. Формула расчета
Общая формула расчета выглядит так:
финальные очки — стартовые + ока (для первого места) +/- ума для всех
Возьмем цифры из известного примера: http://tenhou.ru/wiki/article/Конец+игры
A: 42700
B: 26500
C: 21900
D: 8900
Посчитаем нестандартный вариант с окой: 10, умой: 3/7, но обычной базой в 30000. По формуле выше имеем:
A: 42700 — 27500 + 10000 + 7000 = 32200
B: 26500 — 27500 + 0 + 3000 = 2000
C: 21900 — 27500 + 0 — 3000 = -8600
D: 8900 — 27500 + 0 — 7000 = -25600
Здесь 27500 — это стартовые очки, которые получаются из базовых путем вычитания оки. Итоговые результаты обычно округляют:
A: +33
B: +2
C: -9
D: -26
Способ расчета никогда не меняется, но база, ума, ока и метод округления могут быть любыми, отсюда и различные результаты на разных серверах в похожих ситуациях.
4. Смысл умы и оки
Ока увеличивает выплату первому месту, благодаря ей отрыв всего в 100 очков от второго места приобретает огромное значение, что делает игру максимально напряженной.
Ума помогает значительно улучшить корреляцию на дистанции между средним счетом игрока и его средним местом. То есть ума меняет баланс выплат между местами. Как правило, с помощью умы второе место оказывается плюсовым в большинстве случаев: -5000 ока + 10000 ума, т.е. +5000 очков к уже набранным.
Важно понимать — баланс определяется не простым наличием умы и оки, а их согласованностью и разумностью. Так, слишком большая ока сделает сильно плюсовым только 1е место, при этом 2е, 3е и 4е места фактически станут несущественны, а слишком большая ума крайне негативно повлияет на игровой баланс, сильно загоняя в минуса 3е и 4е места. Наконец, непропорциональная ума, вроде 20/10, при отсутствии оки сделает второе место во многих ситуациях более плюсовым, чем первое, что, хотя и выглядит абсурдно, может быть использовано, к примеру, в обучающих играх.